Подконтрольная “РусГидро” Дальневосточная генерирующая компания (ДГК) потребовала от компании “Газпром Межрегионгаз Новосибирск” возмещения убытков за недопоставку газа зимой 2011/12 года. Из-за технологических проблем на газопроводе Сахалин—Хабаровск—Владивосток генкомпании пришлось регулярно переходить на дорогой мазут, сумма ущерба оценивается в 400 млн руб. Недопоставки газа происходят и в европейской части страны, но тут генераторы могут возмещать потери, повышая цену на энергорынке. На Дальнем Востоке у них такой возможности нет, пишет “Коммерсантъ”.
ДГК, входящая в подконтрольный “РусГидро” энергохолдинг “РАО ЭС Востока”, подала в суд на “Газпром Межрегионгаз Новосибирск”, потребовав от газовой компании возместить ущерб — 90,7 млн руб. Это часть потерь ДГК, связанных с недопоставками газа в период с декабря 2011 года по апрель 2012 года. Общую сумму потерь в “РАО ЭС Востока” оценивают более чем в 400 млн руб. В холдинге заявили, что рассматривают возможность подачи и дальнейших исков.
В последние годы ряд электростанций ДГК, работавших ранее на угле или мазуте, были газифицированы. Поставки газа ведутся по газопроводу Сахалин—Хабаровск—Владивосток длиной свыше 1,8 тыс. км. В частности, газ в качестве основного топлива используется на Владивостокских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 и на ТЦ “Северная”. Но с декабря на газопроводе стали возникать гидратные пробки (при низкой температуре и повышенном давлении смесь газа с водяными парами переходит в твердое состояние, закупоривая трубу). В результате пробок газовики, по данным “РАО ЭС Востока”, 15 раз вводили ограничения на поставку газа, пять раз подача топлива полностью останавливалась. Например, последняя из таких пробок возникла 21 апреля, после чего ограничения подачи газа в Приморском крае продлились до 30 апреля.
В “РАО ЭС Востока” поясняли, что при недопоставках газа электростанции переходят на более дорогой мазут, что и приводит к увеличению расходов. Но в договорах ДГК с компанией “Газпром Межрегионгаз Новосибирск” не указаны ни сроки, на которые поставщик может останавливать подачу топлива, ни его ответственность за перебои с газом, добавили в холдинге.
Источник в отрасли рассказал, что перебои с поставками газа существуют и в европейской части страны, но здесь они, как правило, менее существенны. По его сведениям, штрафные санкции, связанные с недопоставкой топлива, в договорах со структурами “Газпрома” не указываются. Кроме того, у монополии есть возможность ввести и так называемый график N1, предусматривающий ограничение поставок, если из-за скачков потребления вследствие понижения температуры воздуха трубопроводного газа всем потребителям не хватает. В этом случае энергетики переходят на резервное топливо (обычно на мазут), которое обходится генераторам значительно дороже. Собеседник добавил, что в договорах с независимыми поставщиками газа штрафы за недопоставку топлива могут прописываться. При этом газовые компании берут на себя ответственность за объемы поставленного газа и самостоятельно договариваются о транспорте топлива с “Газпромом”.
Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин не может припомнить аналогичные ситуации, когда генкомпании подавали бы иски к поставщикам топлива. Он поясняет, что в европейской части страны и Сибири цена на электроэнергию формируется на оптовом рынке и генераторы, вынужденные сжигать мазут, могут закладывать его стоимость в свои цены. Но на Дальнем Востоке в энергетике сохранились регулируемые тарифы, в расчет которых заложена определенная доля мазута в топливном балансе. Если энергокомпании сжигают много резервного топлива, тариф не увеличивается, и эти расходы становятся для генерации чистым убытком.
|